15 березня – Всесвітній день прав споживача
Потребитель — заложник пищевой промышленности
15 марта отмечается Всемирный день прав потребителя.
Именно в этот день в 1962 году состоялось историческое выступление в конгрессе 35-го президента США Джона Кеннеди, в котором он обратил внимание на права потребителей.
Бутерброд — уже не масло и не хлеб
Актуальность данного события в последнее время возрастает. Это подтверждает и ситуация, сложившаяся на потребительском рынке пищевой продукции.
— Вопрос качества пищевых продуктов будет актуальным до тех пор, пока существуют потребители, производители и прибыль, — говорит генеральный директор ГП «Харьковстандартметрология» Владимир Величко. — Человек просто не может жить без пищи. Поэтому производство и продажа продуктов питания — беспроигрышный бизнес. Вот и растут, как грибы после дождя, новые магазины и супермаркеты, прилавки которых ломятся от всяческих блюд, а вместе с их употреблением возрастает и статистка различных заболеваний.
Сегодня нет дефицита продуктов питания, но, как это ни парадоксально, есть почти нечего. Ведь среди всего предлагаемого разнообразия очень сложно найти натуральные продукты: различные добавки со сложной химической структурой стали главным компонентом практически всех пищевых продуктов — от колбас до кондитерских изделий.
— Почему-то сразу на ум приходит колбаса…
— Ни для кого не секрет, что недобросовестные производители делают колбасу вовсе не из мяса. Как известно, 1 кг сои плюс 5 л воды заменяют 5 кг любого мяса, поскольку основное свойство соевого белка — впитывать воду, разбухать и увеличивать выход продукции. Можно еще добавить костную муку или так называемое «мясо механической обвалки». Хотя назвать последнее мясом очень сложно: это, в основном, кости, плевра, сухожилия и прочие отходы мясного производства. А мы это едим, ведь на этикетках таких колбас отсутствует достоверная информация о том, из чего же они сделаны.
Делать колбасу по государственным стандартам производителям невыгодно, ведь эти стандарты предусматривают изготовление колбас высшего и первого сортов только из высококачественного мяса, а такое сырье и стоит значительно дороже.
— Какие еще продукты подвергаются фальсификациям?
— Чего стоит, например, молоко, которое может храниться несколько месяцев! Не говоря уже о «молочных» продуктах, в которых молока может совсем не быть! Вместо него — растительный жир, а точнее — пальмовое масло, по импорту которого Украина бьет сомнительные рекорды. Его доля в продукте может доходить до 100%, от чего зависит и цена: чем больше в продукте растительного жира, тем он дешевле.
Постепенно из нашего употребления исчезают бутерброды, ведь то, что сегодня называют хлебом, просто невозможно намазать тем, что называют маслом. Продавать под видом масла спред (смесь растительных и животных жиров), а то и чистый маргарин сегодня — очень распространенная практика. Поэтому купить натуральное сливочное масло бывает довольно тяжело, несмотря на то, что продуктов с этикетками «масло сливочное» много.
А любимые детьми йогурты и творожные десерты, которые призваны быть не только вкусными, но и полезными, могут оказаться даже опасными для здоровья. Ведь они просто «напичканы» стабилизаторами, эмульгаторами, загустителями, синтетическими ароматизаторами и красителями. При этом «асы» химического синтеза удивительным образом решают проблемы получения того или иного вкуса, который простодушные потребители считают натуральным.
Химия в меню
— А что можно сказать о сладостях?
— Кондитерская промышленность вообще с каждым годом все больше превращается химическую. В конфетах, сдобренных пищевыми добавками, дорогое масло какао уже давно заменяется дешевым пальмовым. Этикетка современного торта заставляет призадуматься о многом, несмотря на то, что производители зачастую не пишут на ней всю правду. Но на самом деле они уже заменили все скоропортящееся натуральное тем, что может долго храниться, синтетическим и концентрированным. В стремлении постоянно удешевлять рецептуру и совершенствовать технологии, кондитеры, похоже, забыли о том, как делать настоящее тесто и настоящий крем из натуральных продуктов. В них вместо рецепта — формула!
Но даже то, что продукт натуральный, еще не означает, что он безопасен. Возьмем, например, подсолнечное масло. Казалось бы, что в нем может быть вредного? Ответ простой: оно может содержать завышенные концентрации бенз(а)пирена, который относится к канцерогенам, способным вызывать онкологические заболевания.
Гипотетически производителей понять можно — ими руководит непреодолимая жажда прибыли. Вот и стараются они выжать ее из своего производства по максимуму. Многие идут наиболее простым путем — удешевления себестоимости продукции, использования некачественного сырья или замены натуральных компонентов более дешевыми синтетическими. И какое им дело до того, что их пищей травятся другие?
— Можно ли хоть как-то противостоять такому массовому фальсифицированию?
— Что касается контроля качества и безопасности пищевой продукции на рынке, то сейчас он возложен на Госпродпотребслужбу Украины. Но поскольку в стране несколько лет действовал мораторий на проверки бизнеса, это расслабило производителей. Сейчас мораторий отменили, однако ситуация особо не улучшилась. Тех бюджетных средств, которые выделяются Госпродпотребслужбе на проверки (в том числе проведение испытаний отобранных образцов), явно недостаточно. Вот и довольствуются потребители чаще всего не качественным продуктом, сделанным по стандарту, а дешевой подделкой или откровенным фальсификатом.
Используя свою лабораторную базу, ГП «Харьковстандартметрология» регулярно проводит независимые потребительские экспертизы продуктов, результаты которых размещаются на сайте предприятия. За пять лет осуществлено 37 независимых экспертиз, протестировано 348 образцов продукции, причем около 60 % из них не соответствовали нормам законодательства. По итогам тестирования была выявлена фальсификация продукции, как то: замена в шоколаде масла какао на его эквиваленты, наличие растительных жиров в молочных продуктах, сои — в мясных изделиях…
Во многих случаях были выявлены небезопасные продукты, содержавшие плесень, бактерии группы кишечной палочки и прочие вредные микроорганизмы. Например, в рыбных пресервах был обнаружен высокопатогенный золотистый стафилококк.
Поэтому лишь жесткий контроль безопасности и качества основных групп пищевых продуктов наряду с серьезной ответственностью за их фальсификацию вернут в нашу жизнь натуральные вкус и запах пищи, а главное — ее пользу.
Татьяна Буряковская, обозреватель газеты “Время”